Блог

Pole dance для всех возрастов. Нюансы тренировок

Сегодня в связи с развитием pole dance возникает много вопросов насчет того, в каком возрасте стоит начинать тренироваться для достижения наилучших показателей. Может ли взрослый человек, ничем не занимавшийся, конкурировать впоследствии с чемпионами? Да и вообще, как меняется способность к тренировкам в гимнастике и танцах с увеличением возраста?

Для начала, думаю, будет интересно рассмотреть общую картину. Сейчас ситуация в pd такова, что подростки наступают на пятки старшему поколению. Тем, кто развивал направление с середины 2000-х, кто дал новое дыхание pole dance в 2011-2012 годах, уже достаточно много лет по спортивным меркам, около тридцати и старше. Многие известные личности пришли в него уже в зрелом возрасте из других направлений (гимнастика, танцы, цирковые искусства) уже с накопленным багажом знаний. И возрастная планка на соревнованиях была достаточно высокая, 20 лет и старше. Но с течением времени в pole dance стали приходить подростки, такие как Ольга Трифонова, Полина Пабель, воспитанницы Леси Мамедовой (Псков) и Вероники Михайловой (Санкт-Петербург) и т.д. И уже в 2015 г. на Pole Art Cyprus Оля Трифонова соревновалась во взрослой категории.

Очень интересно, что это полностью повторяет ситуацию в спорте больших достижений. В середине 20 века возраст гимнасток был около 20 лет, многие достаточно долго занимались балетом, а потом уже шли в гимнастику. 20-30 лет - такой возраст чемпионов был нормой. Венгерский гимнаст Аньес Келети выиграл золотую медаль в возрасте 36 лет на Олимпийских играх 1956 года, Лариса Латынина выигрывала золотые медали в возрасте 21, 25 и 29 лет. Но сложность элементов увеличивалась со временем, и появлялись шестнадцатилетние чемпионы, как например Людмила Турищева на Олимпийских играх 1968 года. На Олимпийских играх 1976 года Карен Келсон было 13 лет, но ее допустили к участию во взрослой категории. Сейчас же юниоры соревнуются отдельно, граница для участников Олимпийских игр - 16 лет (с 1997 года). Фальсификации возраста, когда юным спортсменам приписывается год-два, дело частое. Согласно многим научным и медицинским исследованиям, а также отчетам от экс-гимнастов, у младших гимнастов могут быть психологические или физические преимущества на элитном соревновании.

Так как pole dance (спорт и арт) довольно-таки сходен с гимнастикой, то вполне можно оперировать данными этой области. Давайте пройдемся по характеристикам различных возрастов и узнаем плюсы и минусы.

emily

7-11 лет, младший школьный возраст. У юных школьников, особенно на первом году обучения, преобладающее значение имеет еще чувственное восприятие, произвольное внимание весьма неустойчиво. Ребенок склонен больше к догматическому усвоению общих положений. Накапливаемые ребенком знания находятся в очень большой зависимости от авторитета преподавателя и обычно закрепляются без критического анализа. Поэтому и в содержании, и в методике основной гимнастики для этого возраста первое время сохраняются некоторые особенности занятий с дошкольниками. Очень хорошо давать знания через игру: когда тренировка превращается в игру, лучше идет запоминание. Костно-мышечный аппарат в процессе формирования, поэтому для детей характерна высокая гибкость, хорошо дается растяжка. Быстро запоминаются танцевальные основы, техническая база трюков, но в таком возрасте дети еще не умеют импровизировать. Детям в таком возрасте не дают тяжелые статические удержания, потому как организм еще не готов к ним. Лучше сделать упор на развитие координации. В этом возрасте вообще не рекомендуется форсированная подготовка спортсмена и узкая направленность тренировок.

trashik

11-14 лет, средний школьный возраст. Много внимания требует дальнейшее постижение основ движений и соответствующее развитие двигательных и волевых качеств. Все большее значение в этом периоде приобретает разностороннее овладение основами спортивной техники. Тогда же совершаются большие изменения не только в строении и функциях организма детей, но и в психике. Подростки бесстрашны, они часто не задумываются о последствиях сложных элементов, поэтому в состоянии делать хардкорные трюки, на которые не решатся спортсмены старшего возраста. В этом возрасте восприятие новой информации идет очень быстро, как и телесная адаптация к нагрузкам. Повышается устойчивость внимания; большую силу приобретает логическое мышление и вследствие этого усиливается критический подход к изучаемым явлениям; появляются относительно стойкие интересы, влияющие на восприятие и волю. В этом возрасте подростки уже могут импровизировать, придумывать самим себе комбинации и модифицировать элементы. У подростков и детей пока слабо выражена аэробная производительность (динамическая выносливость) и анаэробная (силовая статика). С увеличением стажа показатели возрастают.

ilindeeva

14-17 лет, старший школьный возраст. Период наибольших достижений. В этот период костно-связочный аппарат, мышцы, внутренние органы и нервная система начинают приобретать качества, характерные уже для взрослого, сформировавшегося человека. Значительного уровня достигает сила, быстрота и выносливость. В ассортименте спортсмена / танцора используется полный набор трюков и техник. Развивается абстрактное мышление и способность к длительному произвольному вниманию, воображение приобретает творческое содержание, определяются в основных чертах мировоззрение и характер. Волевые проявления обусловлены устойчивыми интересами и достаточно стойкими личными убеждениями. По статистике девушки-гимнастки в 15 лет обходят 13-летних по силовым и техническим показателям в общем, но среди 13-летних гимнасток больше единичных случаев выдающихся спортсменок. Это объясняется тем, что в этом возрасте (13 лет) соотношение пропорций тела и массы тела оптимальны для исполнения сложных трюков. Когда начинается половое созревание, пропорции тела подростков меняются, смещается центр тяжести, что может сказываться на изменении результатов тренировок. Гимнастки более высокой квалификации относительно меньше ростом и легче.

17-24 года. В организме девушки происходят достаточно сильные изменения, меняются пропорции. Судя по тому, что средний возраст мужчин-участников чемпионатов мира и олимпийских игр составляет 22-24 года, связи между пропорциями тела и технической подготовленностью сохранятся и упрочатся и после 17 лет; у гимнасток аналогичные связи отмечаются лишь до 13 лет. В дальнейшем, в 14 лет, они выражены слабо, а в 15 и 16 лет практически исчезают. Чемпионками чаще становились гимнастки в возрасте 15-17 лет, потому как техническая подготовленность компенсирует начинающиеся изменения в теле. Но после 17 лет идут на убыль спортивные параметры. У обоих полов на спад идет гибкость. У многих спортсменок карьера заканчивается к 20-25 годам, у мужчин - после 25 лет. После периода полового созревания у женщин усиливается тревожность, и появляются страхи во время изучения новых трюков и повторения сложных старых.

natasha wang

25-40 лет. Происходит снижение показателей по всем параметрам. Возрастные изменения в мышечной системе и связочном ап­парате выражаются в: 1) ухудшении эластических свойств мышц и связок, что при неправильном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок; 2) уменьшении величины проявляемой силы; 3) замедленном переходе мышц из состояния расслабления в напряженное состояние и наоборот 4) уменьшении объема мышц. Изме­нения происходят и в нерв­ной системе, что выража­ется в затрудненном обра­зовании новых двигательных навыков, ухудшении точности движений и уменьшении их вариатив­ности. Инволюционные изменения, их темп и интенсивность во многом определяются как характе­ром физической активности, так и образом жизни в юном, молодом и зрелом возрасте. Скажем так, в этом возрасте спортсмены с опытом поддерживают свое состояние на должном уровне, начинающим же предстоит долгий путь освоения техник, приведения тела в оптимальное состояние и борьбу со страхами. В последнем случае нет смысла стремиться к вершинам гимнастического мастерства, достаточно просто заниматься спортом на любительском уровне для здоровья и удовольствия.

 greta_pont

40 лет и т. д. Главенствующей социальной функцией физического воспита­ния людей в возрасте от 40 лет и старше становится оздоровительная. В этом возрасте необходимо: 1) содействовать творческому долголетию и уменьшить возрастные ин­волюционные изменения; 2) не допустить регресса жизненно важных двигательных уме­ний и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформиро­вать необходимые; 3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения.

Какой вывод следует из информации выше?

Всему свое время. Очень часто происходит непонимание принципов физической подготовки.  В одних случаях с первых шагов занимаются  только физподготовкой, сужая ее до силовых упражнений и забывая о необходимости рационального сочетания ее с подготовкой технической  и танцевальной. В других - в период усиленного роста организма прекращают занятия по физподготовке или снижают ее объем и интенсивность либо взрослых людей, которые не занимались спортом, начинают учить сложным трюкам, не уделяя внимания ОФП вообще. 

Методика растяжки и тренировочного процесса разная для разных возрастов.

То, что подходит для детей, взрослых может просто покалечить. Достаточно высокого уровня совершенства можно достичь, лишь применяя методы разумного вмешательства в естественный процесс развития. Не стоит смотреть на достижения чемпионов и младших спортсменов, пытаясь повторить все, что вы видите. Оценивайте свои возможности адекватно, ибо большинство травм случаются во время попыток соответствовать не своему уровню.

В целом весь спортивный путь гимнаста условно можно разделить на три больших периода: 1) начальной подготовки, 2) совершенствования, 3) завершения соревновательной деятельности.  Период завершения соревновательной деятельности предполагает переход на легкую гимнастическую программу и физкультуру.  Логично предположить, что если человек начинает гимнастические (pole dance) тренировки после 25 лет, в то время как профессиональные спортсмены заканчивают свою карьеру в этом возрасте, то показатели будут гораздо ниже. Тело и психика человека с возрастом меняются, в соответствии с этим меняется и тренировочная нагрузка. Нет универсальной методики для всех возрастов.

В зависимости от того или иного периода тренировки нужно решать разные задачи. Тренировки могут использоваться с целью развития физических качеств или для активного отдыха и развлечения.

Расширяйте свои границы, работайте в своем режиме, идите к своей цели. И тогда будет и прогресс, и здоровье. Удачи! 

Фотографии: соцсети pole dance исполнителей.

Автор: Slan Silver Bullet

Поделиться в соц. сетях:

Просмотров: 5105

1 комментариев

November 27, 2015 at 01:11 pm
Взгрустнулось) Конечно, разумные нагрузки и осознание что-каждому возрасту свое-это то,необходимое, чтобы не травмировать... Читать дальше собственное тело. Но ставить себе верхнюю границу возможностей не хочется все равно.Путь к желаемому уровню с возрастом удлиняется,но не закрываетя совсем(да, с оглядкой на физические данные.По крайней мере- хочется тешить себя надеждой))) )
комментировать
комментировать