Блог

Как новичку прийти в танец: через базу или через связки (хореографию)?

Танцы - это высококоординационная деятельность, основанная на незнакомых двигательных паттернах. Если бы они были знакомыми, то танцевал бы каждый. Slan Серебряная Пуля рассказывает о том, как последовательно обучиться новым направлениям и на примерах объясняет спорный момент, связанный с педагогами, которые строят тренировки по схеме разминка + связка.

Самое интересное, что до недавних пор такого вопроса вообще не вставало. Относительно новые направления еще не так давно не умел танцевать никто, не было ютуба, инет был плох. Танцоры различных стилей пытались повторить увиденное в клипах/фильмах, но мало что выходило. Ты очень хотел так же круто танцевать, но все движения сливались в какую-то кашу, даже на вид нетрудные элементы не давались. Приходилось сложные движения разбивать на простые, учить их, а потом усложнять. Потом оказалось, что простые надо еще и чистить, потому что картинка все равно не была идеальной. Так в каждом танце появился свой алфавит (fundamentals). Ситуация изменилась, когда в танцы проникла коммерция и танцы вышли на ТВ. Звезды танцевальных передач начали делиться своими умениями. И само логичное для них было - давать свои личные связки. Это то, за чем шли люди: прикоснуться к звезде и попробовать что-то авторское. К тому же привели и такие огромные фестивали, как Juste Debout, Hip-Hop International и так далее, показавшие миру большое количество классных танцоров и групповых постановок. Схема «разберем связку» неплохо приносит деньги, но давайте встанем на место ученика: много ли он научится на таком классе? Предположим, что вы умеете только кувыркаться, и вы пришли на класс к олимпийскому чемпиону мира по гимнастике, где он показывает свою победную программу. Ну и много ли вы там научитесь? Я утрирую, но в танцах подобная ситуация. Танцы - это высококоординационная деятельность, основанная на незнакомых двигательных паттернах. Если бы они были знакомыми, то танцевал бы каждый.

 s2

Сначала были буквы. Потом были слоги. Потом - слова. Слова составляют предложения. Предложения становятся длиннее. И только умея составлять предложения, можно составить маленький рассказ на тему «Лондон из э кэпитал оф грейт Британ».

Я сам лично, имея опыт движений, присутствовал на классе по хип-хопу, который проводил паренек с известного телепроекта. Присутствующие были разного уровня и из разных стилей. Уже после 5 первых движений у меня появилась масса вопросов к преподавателю. Типа «какое напряжение должно быть в руке?», «у нас тут точка или замедление?», «тут волна или просто смена положения?». Но это было лишь начало длинной связки, мы двигались по ней очень быстро. Меня начало раздражать то, что я не понимаю, как делать малознакомые движения. Я бы честно говоря, потратил все время на тщательный разбор уже того, что увидел. Я сел и стал наблюдать за группой: люди двигались кто в лес, кто по дрова, половина не поняла, что вообще нужно делать и просто копировали, чтобы «было более-менее похоже». И это были еще движения в среднем темпе. Но я человек структурный и медленный, мне надо четко понимать, что происходит, чтобы уложить информацию в тело. Но скорость объяснения движений связки обычно не зависит от способностей участников, она зависит от объема связки. Есть срок, к которому связку надо выучить и снять, на это весь расчет.

s9

Я сам люблю танцевать импровизации, для меня не проблема разложить трек на составляющие, и я никогда не учился по связкам. Даже сейчас я учу базу house / baltimore club / jazz fusion, отрабатывая неделями и месяцами каждый степ. И любой танцор, умеющий их, вам скажет, что невозможно сразу сходу ставить хореографию этих стилей - мозг взорвется в щепки, а тело не поймет, что от него требуется. Балерины годами долбят экзерсис у станка, делая одно и то же, нарабатывая силу, координацию, линии (можете загуглить и прочитать подробней). Никто не даст новичку сходу учить партию. При этом при хорошем владении базой любого стиля собрать хорео не проблема вообще. Обычно собираются небольшие пачки (2-3 движения), потом пачки зацикливаются, соединяются друг с другом - вуаля! Это относится ко всем видам танцев: от классики и народных до хип-хопа и стрип-пластики.

Теперь идет волна учебы людей в студиях через связки на регулярной основе. Причины мне понятны:

1) Ученики не хотят долбить одно и то же. Лучше выучить хорео и снять видосик, чтобы похвастаться. Одно и то же - скучно, хочу результат здесь и сейчас.

2) Тренеры тоже имеют результат. Номер можно вставить в отчетник или выставить видос в соцсети, типа «приходите к нам тренить, результат через месяц!»

3) Занимать учеников постановкой номеров можно бесконечно долго, оставляя их на том уровне развития, на котором они находятся.

4) Тренеры сами могут не знать, как давать базу, ибо не имеют или квалификации или понимания собственного же тела/работы сознания. Уметь танцевать не равно быть преподом, к разным людям нужен разный подход, а вычленять главное и составлять программу работы еще нужно уметь. Поэтому работа таких тренеров может строиться в стиле «просто повторяй за мной, как сможешь».

5) Ученики не очень понимают, что же они хотят в итоге: уметь импровизировать, придумывать себе номера, повторять связки за хореографом, танцевать для себя или же выступать на соревнованиях? Поэтому тренера дают материал усредненный, чтобы завлечь всех. И мы возвращаемся к пункту 1.

s7

Ниже история девушки, которая имея опыт в pole dance, решила позаниматься экзотиком и пошла в студию в своем городе. Сразу скажу, что импровизация до сих пор вызывает у нее ступор и страх налажать. Я начал спрашивать, как так случилось, и она рассказала мне свою историю. 

«Первое, что я попробовала после pole dance — это был Exotic dance. Правда, хватило меня ненадолго. Схема тренировки была стандартная: разминка + разучивание связки. Первое, что мне не понравилось это то, что группа была смешанной. В зале находились и те, кто давно развивается на пилоне и те, кто палку в первый раз пощупал. А связка одинаковая для всех без каких-либо альтернативных замен. С крутками, вылетами, рогатками, стойками. Все это разбиралось тут же на занятии, а ученик должен был это недотрененное сразу же вставить в связку. Нас не учили работать на скосах, не развивали пластику рук, не пытались научить слушать и танцевать в музыку. Более того, педагог в открытую говорил, что она в принципе не раскладывает движения по музыке, не считает это важным. Включался трек и каждый танцевал так, как хотел.

Но танцевать на каблах хотелось, поэтому пришлось искать альтернативные варианты. Пару месяцев я искала, где помимо разучивания связок, давали бы что-то еще. Так и попала на стрип, искав каблы с самых азов. В студии, в которую я пошла, изначально ты должен пройти закрытый месячный курс по базе стрипа. И только потом ты уже можешь присоединиться к другим девочкам в группы.

В этот курс входит разбор базовых элементов: всякие бабочки, кошечки, лягушки, волны. Проговаривают правила постановки кистей в партере, разбирают работу головы, работу стоп. Дают какие-то самые простые акробатические элементы. Параллельно с этим учат несложное хорео, раскладывая каждое движение по музыке. Понадобилось около трех месяцев прежде чем я научилась слышать. Но это не пришло само, каждый день пришлось практиковаться с музыкой. Пока я не умела раскладывать музыкально движения, в группу соответственно меня не пропускали эти три месяца. Как бы кому не нравился стрип, но это очень музыкальный стиль и девочки серьезно к этому вопросу относятся.

s6

Радовалась я правда недолго такому обучению. Когда ты переходишь в группу, то просто каждый месяц учишь новое хорео. На этом все обучение. В стиле frame up преобладают изоляции. Но вот чтобы научиться, например, делать волны руками, придется идти на вейвинг, чтобы пробивать пап — на паппинг. Все это присутствовало в связках, но уделять время на то, чтобы научить конкретным техникам, никто не собирался, потому что в приоритете всегда было успеть выучить новое хорео за месяц. Поэтому по сути это просто была демонстрация движения: кто умеет - делает, кто не умеет - не делает.

В конце каждой связки тебе дают время на импровизацию. Только вот как начать внезапно импровизировать, если практики никакой в этом до этого не было, не рассказали. Как вытащить из себя свое, когда ты до этого повторял только за другими? Ведь воспроизвести уже готовое и заученное ни разу не равно танцевать.

Отдельно хочу сказать про танцевальные мастер-классы, на которые зачем-то сгоняют абсолютно всех. Я не против МК, это отличная дополнительная площадка для развития, но только в том случае, когда ты до них дорос и класс походит по твоему уровню. Постоянно встречаю девочек, танцующих пару месяцев, которым тренер рекомендовал сходить на такой МК. Что они унесут с класса? Ничего. Стрессанут. И хорошо, если травму не получат в попытке сделать то, к чему их тела еще не готовы. Что дают презентеры? Все те же хорео, только на то, что бы их запомнить у тебя есть час. Какой смысл идти девочке, если на занятии она с трудом может запомнить 10 секунд?

Но главная моя боль на данный момент - это партерная акробатика. Я не в белом пальто и сама прошла через неправильные варианты исполнения, но почесав подбородком пол в червяке один раз, поняла, что что-то идет не так. Кувырки назад через плечо выполняются через шею с неподвижным плечом. Все фризы исключительно на щеках.

У меня сложилось впечатление, что преподаватели и презентеры дают материал не как правильно, а как попроще, лишь бы ученики хоть как-то сделали элемент и вставили это все в связки. На моих глазах девочка сломала нос из-за неверной техники червяка. И мне интересно, сколько людей должно еще поломаться, прежде чем те, кто учат акробатике стрипух, задумаются, а все ли правильно они делают?

 s5

Чему я научилась за полгода? Немногому, но в любом случае, придя в танцевальную тусу, опыт и навыки я получила, сделала выводы для себя. Как по мне, то педагоги, которые строят тренировки по схеме разминка+связка:

а) либо совсем не понимают, что они делают и как нужно учить людей;

б) либо наоборот, очень хорошо понимают, что они делают. Но вот только цель у них уже не вас научить, а сделать так, чтобы вы как можно дольше не научились танцевать и не ушли от них в свободное плавание.

А теперь давайте посмотрим на всю ситуацию с точки зрения опытного практикующего танцора и тренера. Я попросил рассказать о своем опыте Сергея Шуракова (Mr. Grayker) (Киров/ Казань), имеющего за плечами более 20 лет паппинга и брейкданса. Я подпишусь под его словами, ибо он сумел выразить всю суть проблемы:

«Прежде чем задавать себе вопрос что важнее «Хорео» или «Импро» стоит ответить себе на более важные вопросы: «что я танцую», «зачем я танцую», и «что я буду танцевать, когда мне будет 50». Ответив на них именно для себя, вопроса выбора между «хорягой» и импровизацией существовать для вас больше не будет, поэтому сейчас поделюсь своим сугубо личным и весьма упрощенным мнением.

С одной стороны, «хорео» - это шоу, это работа, постановка, это костюмы, это какой-то заранее существующий посыл или смысл. «Импровизация» - это то как ты слышишь музыку и как ты ее пускаешь внутрь и как выпускаешь себя наружу. «Хорео» - это то, что обыватель привык называть "зрелище". Импровизация зачастую непонятна обывателю. В «Хорео» нельзя ошибаться. В импровизации тебе, чаще, все равно ошибся ты или нет. В «хорео» ты - движение, структура, смысл, напряжение, концентрация. В истинной импровизации ты - музыка, ты нечто все объемлющее, живое и одновременно расслабленное. В «хорео» музыка держит тебя в рамках структуры, в импровизации - ты свободен. В «хорео» ты показываешь стиль, в импровизации - ты стиль.

 s4

Как может показаться на первый взгляд, в «хоряге» нет танца, а есть только набор движений. А импровизация это и есть сам танец. Но что же тогда такое танец вообще? Полька, например, тоже танец из заранее определенных движений. И вроде бы тогда нужно вспомнить о груве (кач, амплитуда, сочность движений), но танцоры высокого класса после хорошей проработки смогут знатно прогрувить всю свою «хоряжку», а танцор-импровизатор волей неволей вставляет любимые заготовленные блоки в свой танец, что по сути тоже есть «хорео».

С другой стороны, стоит немного различать такие понятия, как «показать танец» и «танцевать» - это в принципе вещи разные. Когда ваша задача показать нечто конкретное - вы «показываете танец», будь он с грувом или без, но в нем есть заранее заготовленный набор движений, несущий определенный смысл, и вы этот смысл показываете. Если же вы «танцуете» - то вы свободны, вы под властью музыки и эта музыка говорит вам, какое движение у вас будет следующее (все как на обычной дискотеке). Если ваша база глубока и прочувствована - вы будете «танцевать» в стиле, если база слаба - вы будете просто танцевать, но это все же танец (если вы, конечно, слышите, что вам говорит музыка). Кстати, музыку нужно то не только слушать, но и слышать (понимать структуру и настроение, раскладывать).

 alexpole1

Выбирая для себя тот или иной стиль, рано или поздно ты начинаешь задумываться о том, что несет в себе этот стиль, как он возник, в чем его главное зерно и что неплохо бы было передать этот стиль дальше молодому поколению. Ты начинаешь читать историю и приходишь к тому, что есть ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БАЗА, и базу эту надо не только знать, но и понимать и чувствовать. И только тогда, когда ты прочувствуешь всю базу своего стиля на себе, ты будешь способен грамотно его передать другим, а музыка, под которую ты будешь передавать эту базу, будет тебе помогать. Ты сможешь добавить что-то свое в Базу, свой стиль, свое видение, но база внутри останется все той же базой. Но если тебе нужно максимально качественно показать свой стиль - ты будешь составлять свои любимые связки, чтоб впечатлить, завлечь, заинтересовать и тогда у получится «номер», а это уже по сути и есть «хорео».

Проблема выбора между «хорягой» и импровизацией - проблема не только танцоров-самоучек, развивающихся в изоляции, это также проблема незрелых учителей, которые не вкладывают истинный смысл и ощущения стиля в то, что дают своим ученикам, не имеют четкой структуры своих знаний. Это проблема учителей, которые учат делать и не могут объяснить, что такое танец и как танцевать, получая трепет внутри. Ни для кого не секрет, что если заставить «хоряжника» танцевать все что угодно, но в рамках его стиля, он сначала потратит все известные ему связки, а потом начнет перебирать их куски, потому что учитель не научил чувствовать этот самый стиль, не научил отдаваться музыке, а научил только запоминать и делать красиво. Немногие преподаватели понимают простую вещь: хочешь понять танец - выучи базу, прочувствуй ее, пропусти через себя, пропусти через музыку, которую слушаешь.

Что бы вы ни выбирали, хорео или импровизацию, вашим фундаментом всегда будут корни вашего танцевального стиля - ТАНЦЕВАЛЬНАЯ БАЗА, потом ваше ощущение и умение отдаться музыке, а потом уже все остальное. Если мы хотим показать стиль массам, удивить, сделать шоу - мы учим базу и «упарываемся» в «хорео». Если мы хотим «танцевать», имея отклик у себя внутри, почувствовать свободу или хотим передать свой стиль дальше и убедиться, что ваши ученики его поняли и приняли - мы учим базу, пытаемся понять ее смысл, пропустив сквозь музыку. Отдельно стоит отметить, что сочиняя связки из любимых движений мы начинаем понимать, какой элемент удобно делать следующим, а какой нет, и это приводит нас к новой ступени понимания нашей БАЗЫ. Умение создать удобный для тела танцевальный номер или понять удобную очередность движений невозможно без понимания и прочувствования БАЗЫ. Если продумать, то становится понятно, что удобный номер в разы легче протанцевать, чем  неудобный. Отсюда следует вывод, что любой номер в конечном итоге должен быть протанцован, а не сделан. А хорео это не про «сделать», а про «удобно» и про «станцевать». Это если совсем-совсем вкратце.

 s10

И напоследок самое важное, что мне удалось понять за все время занятия танцами: 

  • · Танец неразрывно связан с музыкой, которую нужно уметь слышать.
  • · Музыка рождает внутренний грув, который тоже надо услышать.
  • · Нужно знать, понимать и чувствовать БАЗУ, так как только она погружает тебя в стиль.
  • · Нужно слушать разную музыку, особенно ту, которая заставляет либо мечтать, либо качает изнутри.
  • · Если сможешь танцевать свой стиль NON STOP 20 минут - считай начал понимать и чувствовать базу
  • · На связках далеко не уедешь.
  • · На одном груве можно уехать далеко.
  • · Только одни «связки» (читай «хорео»)  не дают внутреннего представления о стиле и не дают понимания стиля.
  • · Любимые связки в импровизации - это здорово.
  • · Связки и подготовленные номера - это другой уровень понимания базы.
  • · В хорошем танцоре «Хорео» и «Импровизация» должны жить вместе.

Танцуйте, наслаждайтесь, тренируйтесь!

 

Автор: Slan Silver Bullet

Поделиться в соц. сетях:

Просмотров: 527

Ещё нет комментариев

комментировать