Блог

Вы прошли квалификацию на чемпионат мира в Лондон. Поздравляю! А теперь – выйдите из зала, сядьте на диван и возьмите в руки калькулятор. Поверьте, ваше умение составлять математические формулы на этом мероприятии пригодится вам куда больше, чем гибкость или сила.
Особенность чемпионата в Лондоне – небезызвестные “compulsories”, то есть – обязательные движения. Идея, в принципе, очень правильная и постоянно дорабатывается организаторами. В прошлом году на выбор у нас было по пять движений из десяти. То есть – никакого выбора. Поэтому все, не зависимо от пола и способностей, тянули «Аллегру» и «Джейд». В этом году список удлинился до сотни. К тому же, к моей огромной радости, добавились приличные баллы за артистизм и подачу. Но также прибавилась запутанная и мало подъёмная система разных бонусов, в которой черт ногу сломит. Если в ней разобраться, можно элементарными какими-то переходами (например, из «Джейд» в вис под ногой) насобирать еще добрый десяток баллов.
В чем плюс такой системы? Идея, опять же, правильная. Спортсмены уравниваются в возможностях. Из десяти претендентов выделяется, например, тройка, которая одинакова и в силе, и в гибкости. Они набирают плюс-минус одинаковые баллы за базу – «компалсори» – и начинается захватывающая борьба уже на другом уровне: артистизм, подача, авторские трюки и переходы, экстрим и т.д. Это в теории.
В чем минус? Разница в баллах между мега-сложными трюками и элементарными МИНИМАЛЬНАЯ. Она исчисляется сотыми! Зато если вы делаете малюсенькую ошибочку, с вас снимают около 0,5 – целого балла. В результате получается, что те, кто делает более легкие трюки, но чисто, получают в разы больше баллов и выигрывают. А затем, неинтересные видео, никаких новых «штучек» (зачем рисковать?), и неоднозначные победители. Вроде бы, все правильно. Вот честно, ни одной претензии нет и быть не может, ни к организаторам, ни к судьям. Хотя нет, одна есть. Я реально чуть не заснул, пока был в публике.
Могу рассказать на конкретных примерах. Женская категория – отборочный тур. Выступает Ивон Сминк – чемпионка Голландии. Ивон – это новая, в чем-то даже улучшенная, Ханка. Она сильная, довольно гибкая и креативная. Ивон идет на риск и делает сальто с авторским выходом. Но при этом путается в обязательных элементах (просто пропускает один из них). За сальто она получает пол балла. За пропущенный элемент минус три. В финал Ивон не проходит. Аргентинка Виктория Раме тоже идет на риск, и тоже делает сальто с «шолдер маунта». Делает выходом с фонджи. Для девушки – это просто невероятно! Слегка теряет баланс при приземлении. Немного, не падает. Ее и Ону Кивелу по результатам отборочных разделяют 0,3 балла. Перед Викторией дилемма – за ошибку в сальто с нее снимают балл. Если она его не сделает, она победит Ону. Виктория рискует, занимает второе место. Она Кивела решает «play safe» – трюки средней сложности, минимум комбинаций, никаких рисков. Первое место.
Справедливо ли это? Да. Интересно ли? Нет. Это все равно что смотреть футбол, где команды все время играют в ничью, а все решается по пенальти в конце.
В прошлом году в системе подсчета баллов не было таких сложных и больших штрафов, поэтому это давало участникам возможность и рискнуть, и проявить свою креативность.
Самое интересное, что за несколько дней до чемпионата Кейти Коутс опубликовала рисунок со мной во «Флетчер флипе» (сальто, которое я делал в прошлом году). Подпись была, как бы – кто сможет повторить сумасшедший трюк Алекса, а может и сделать лучше, жду сальто с шеста, около шеста, и с шеста на шест. Если честно, я готовил новые сальто специально для Лондона. Но когда почитал, сколько баллов я за них получу, мой энтузиазм приутих. Смысл мне рисковать своей шеей за 0,5 баллов, если за 0,5 я могу сделать камикадзе, а за фонджи получить целый балл!
Другая сложность со сложными трюками в Лондоне – это пол. Он неровный и деревянный. Находится под довольно большим углом вниз к зрителям. Элементарная стойка на руках требует в два раза больше усилий, а все прыжки очень опасны. Ведь довольно сложно в полете подгадать, какую ногу поставить чуть выше, какую ниже. Да и когда я в этот раз ходил на руках – загнал себе занозу. Представьте выражение моего лица, когда я берусь за шест и вижу кусок деревяшки, торчащий из пальца с подло свисающей каплей крови.
Кто смотрел трансляцию, наверняка заметил, что очень многие финалисты слетали с шеста. Чемпионка Бразилии Алессандра Ранкан сорвалась с обычного Феникса, а Хайди Кокер упала с русского шпагата. Это так расстроило победительницу Pole Art (очень чувствительную и ранимую девушку), что после выступления она еще несколько секунд лежала на сцене, вытирая слезы. Это не нервы, хотя они тоже, это температура воздуха. На сцене было – внимание! - +32 градуса!!! А в зале +34. Вокруг сцены стояли вентиляторы, но они просто гоняли раскаленный воздух. В прошлом году ситуация была похожа – Лондон погибал от невероятной жары, а кондиционеров в зале нет. Но тогда был ниже уровень влаги, и, в принципе, вентиляторы спасли ситуации. В этот раз с погодой вообще не повезло, небо зятянулось к дождю и казалось, что вся Темза испарилась в горячий воздух.
Еще одно нововведение Лондона – допинг контроль. Методом слепого выбора одного атлета в каждой категории отводили в специальную комнату и… ну, вы можете догадаться, что делали. В категории дуэтов допинг-билет вытянула красотка из Ирландии Терри – вместе с подругой Лизетт в прошлом году они выиграли чемпионат. После четырехминутного выступления на раскаленной сцене у бедняжки не осталось и капли жидкости в организме. Как результат Терри полтора часа продержали в комнате, включая воду, заставляя прыгать и т.д. и т.п. (пить воду перед тестом категорически запрещено).
Что касается меня лично, в Лондоне я занял третье место и очень доволен. Ровно за две недели до чемпионата я проводил мастер-класс в Барселоне, в конце меня попросили сфотографироваться в каком-то прыжке. Я делал обычнейший винт и поскользнулся. Нога вывернулась в неестественное положение, в каком-то тумане я быстро вправил ее обратно. Но как результат – тяжелый вывих с отеком и гематомой. Доктора запрещали выступать, как минимум месяц. Не делать сальто и прыжков – полгода. Я долго думал, рисковать или нет. Но за неделю до чемпионата у меня родилась дочь. И когда я смотрел на это чудо природы, которое сопровождается невероятной болью, я подумал – неужели какая-то боль в ноге это оправдание? Конечно, выступление пришлось переделать. Я практически все перенес на руки. Все «компалсори» рассыпались, ведь я выбрал самые сложные из списка. Особо я ни на что не надеялся. И очень рад, что теперь могу привезти моей маленькой дочурке первую медаль, завоеванную специально для нее. Хотя пока и бронзовую, но у нас с ней еще вся жизнь впереди.
Оона Кивела и Грета Понтарелли
Саша Щукин и Грета Понтарелли
Российская команда во главе с Алиной Сайфутдиновой, занявшей 3-е место на Чемпионате
Автор: Алекс Щукин
Просмотров: 6357
Ещё нет комментариев
комментировать